ИнфоДоктор
(495) 646-03-00
 



8 (495) 646-03-00
Часы работы:
с 08:00 до 22:00

Библиотека «ИнфоДоктор»Проблемы грудного вскармливания младенцев → 3. Проблемы грудного вскармливания младенцев
Лучшие врачи — педиатры

Сайфулина
Марьям Закареевна
педиатр Ведёт приём пациентов, обратившихся в медицинскую клинику по поводу заболевания ...

Плахова
Ирина Вадимовна
педиатр Координирует работу сотрудников педиатрического отделения клиники, является ...

Максимова
Анна Владимировна
иммунолог, аллерголог, педиатр Проводит клинико-лабораторное обследование пациентов, подверженных частым ...

Рябикова
Ольга Васильевна
педиатр Врач имеет огромный опыт оказания в полном объёме всех видов педиатрической ...


3. Проблемы грудного вскармливания младенцев

Cпециально для сайта www.infodoctor.ru
Цикл статей

Начало грудного вскармливания. Первые часы жизни

Первые несколько часов жизни здоровый ребёнок бодр, активен и готов к кормлению, а сразу после родов инстинктивно просит есть. Если во время родов матери назначались определённые медикаменты, то активность ребёнка может быть снижена, так как он получит их часть в рамках общего кровообращения до разрезания пуповины, а также в дальнейшем — с молоком.

Когда здорового, в срок рождённого ребёнка кладут матери на живот, он в состоянии ползти по направлению к груди. Если он не потревожен и не находится под воздействием седативных средств, то он обычно в течение первого часа в состоянии самостоятельно найти грудь. Тем не менее, некоторым новорождённым требуется до двух часов или более, а некоторые оказываются не готовыми к кормлению до пробуждения после первого сна. Процесс рождения ребёнка считается завершённым, когда он благополучно переведён с плацентарного на грудное вскармливание. Пусть ребёнок приступает к кормлению, когда показывает, что готов к этому. Наиболее часто это происходит в первый час после рождения.


Вот основные преимущества раннего прикладывания ребёнка к груди

  1. Положительное влияние на становление, регуляцию и продолжительность лактации у матери.
  2. Стимуляция восстановления прерванной родами психологической связи между матерью и ребёнком.
  3. Раннее становление иммунитета и снижение заболеваемости ребёнка.

Рекомендуется оставлять ребёнка с матерью, соприкасаться с её кожей сразу же после рождения и до тех пор, пока ребёнок не закончит первое кормление. И вообще, следует иметь как можно более частый тактильный контакт с ребёнком в первые дни после родов. Как уже отмечалось ранее, сосательное действие ребёнка стимулирует поступление молока. Поэтому чем раньше ребёнка прикладывают к груди, тем быстрее устанавливается режим грудного вскармливания. Но, конечно, иногда женщины не могут контролировать эти действия сразу после родов по объективным причинам, например, из-за наличия кровотечения или в силу состояния наркоза.


Организация кормления в первые дни после родов

Признаки голода у малыша появляются задолго до того, как он начнёт плакать: он поворачивает головку, широко открывает рот, высовывает язык и выпускает слюну. Когда вы находитесь рядом с ребёнком, то очень быстро начинаете узнавать эти признаки и можете предложить ему грудь, прежде чем он заплачет. Плач ребёнка при желании есть — это последний отчаянный призыв после ряда сигналов, показывающих, что он проголодался. Ребёнок лучше научится сосать грудь, если его не волновать перед кормлением и если он менее возбуждён.

В первые два-три дня, максимум в первые пять дней у матери вырабатывается молозиво — первичное молоко. По составу молозиво полностью соответствует потребностям ребёнка в его первые дни, а потому использование его крайне желательно. Может казаться, что молозива мало, но его питательная ценность очень велика, а желудочно-кишечный тракт ребёнка продолжает формирование и не готов к принятию больших объёмов пищи. По питательности один объём молозива равен десятикратному объёму «зрелого» молока, а потому покрывает все нужды здорового доношенного ребёнка до прибытия «зрелого» молока. Молозиво высококалорийно, богато защитными антителами и жирорастворимыми витаминами Е и А. Принятие его ребёнком по оказываемому на детский организм эффекту сравнимо с проведением первой иммунизации. Физиологически после рождения нормальному малышу требуется исключительно молозиво.

Когда мама понимает, что ребёнок хочет есть, держит его близко к своему телу и предлагает грудь, то прикосновение соска побуждает его широко открыть рот и захватить «полный рот» груди. Он берёт в рот значительную часть ареолы (кружка вокруг соска более тёмного цвета) под соском. Язык малыша опущен вниз так, что заходит под ареолу. Нижняя губа ребёнка вывернута, а подбородок упирается в грудь. Кончик соска касается задней области нёба ребёнка: это стимулирует к тому, чтобы он совершал действие «доения» или сосания груди.

Продолжительное кормление грудью является стимуляцией к устойчивому поступлению молока и предотвращает многие трудности. Это означает, что ребёнку нужно давать грудь как только он показывает признаки голода (и днём, и ночью), а также предоставлять малышу возможность самостоятельно закончить кормление и оторваться от груди.

В первые дни и недели жизни большинство детей нуждается в частых кормлениях, поскольку грудное молоко легко переваривается и быстро покидает желудок. Это приводит к тому, что всем новорождённым требуется, в том числе, несколько ночных кормлений, сильно утомляющих маму. Однако под воздействием пролактина — гормона, вырабатывающегося непосредственно при кормлении — матери легче будет уснуть вновь, поскольку пролактин обладает седативным эффектом. Сон при этом более глубок и продуктивен, даже если он и короток.

Вообще возможны различные схемы питания грудных детей. Разные дети могут сосать грудь быстро или медленно; с перерывами, делая паузы для отдыха или кормясь непрерывно; использовать исключительно одну грудь или обе; питаться не только для насыщения, но и для того, чтобы почувствовать состояние комфорта; кормиться до пятнадцати раз в сутки или меньше десяти раз. Ребёнок сам может менять схему своих кормлений в соответствии с изменениями состояния в течение дня, питаясь реже или чаще, соответственно удлиняя или укорачивая продолжительность кормления. Лучше всего следовать потребностям ребёнка в этом вопросе — он знает, что ему необходимо. Мы не можем заставить малыша есть, когда он этого не хочет. Ребёнок может сосать грудь так долго и так часто, как ему хочется. Не отнимайте его от груди, пока он не подаст сигнал о том, что сыт, отпустив грудь и отказываясь брать её вновь или уснув. После небольшого перерыва попытайтесь предложить ему ту же грудь, чтобы он высосал «позднее» молоко, которое содержит большее количество питательных веществ. Он возьмёт её, если ему это нужно. Чтобы ребёнок получил и жидкую часть молока (так называемое «переднее» молоко), и питательную («заднее» молоко), нужно стремиться к полному опорожнению одной железы в кормление. Для достижения этого попробуйте менять грудь при каждом кормлении. Однако бывает, что некоторые дети предпочитают есть из одной железы, что не должно стать проблемой, так как и в одной груди физиологически может вырабатываться достаточно молока для того, чтобы полностью обеспечить потребности ребёнка в питании.

Между вторым и пятым днями после рождения ребёнка, вследствие усиленного прилива молока, грудь становится наполненной. Если молоко не отсасывается и не вытекает, то появляется ощущение распухания груди. Она становится плотной, горячей, болезненной. Это состояние называется нагрубанием молочной железы, и его можно предотвратить. Лучшим способом отсасывания молока является правильное и частое прикладывание младенца к груди. Следует стремиться к тому, чтобы кормить ребёнка при первых признаках голода, избегая применения сосок и пустышек, которые будут мешать эффективному сосанию, что усугубит нагрубание, простимулирует выработку предпочтения к сосочному виду кормления и снижение желания брать мамину грудь, так как ребёнок еще только учится правильной технике кормления. Также смягчает грудь сцеживание начальных порций молока для снижения напряжённости ареолы, чтобы ребёнок смог сам занять правильное положение и захватить большую её часть. Но об этом мы поговорим в следующей статье.


Бутылочки и пустышки

Механизм сосания материнской груди отличается от сосания искусственного заменителя. Ребёнок добывает молоко из груди определёнными перистальтическими движениями язычка, при которых сосок не участвует в сосании, находясь на уровне мягкого нёба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к нёбу. Соблюдается асимметрия захвата — снизу ареолу ребёнок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молока нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения, и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Искусственный же сосок обладает постоянной и гораздо менее пластичной формой, нежели материнская грудь, поэтому механизм сосания бутылки существенно отличается от такового при кормлении грудью. Малыш совершает втягивающие движения, формируя разницу давлений во рту и бутылке, получая непрерывный поток молока и включая в работу исключительно мышцы щёк. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы обращения с ними, ребёнок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки, так как захватить бутылку по принципу груди невозможно. Движения языка при таком сосании изменяются: он совершает поступательные движения типа «вперёд-назад». Когда кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого нёба и начнёт участвовать в сосании, что приведёт к возникновению трещин в сосках, болезненности и покраснению. Дополнительно снижается дренаж груди: так как она начнёт опорожняться в меньшей степени, грудь больше не получает необходимой стимуляции, и уровень пролактина у матери падает. Всё это приводит к снижению лактации, увеличивает риск застоя молока и стимулирует отказ ребёнка от грудного вскармливания в пользу молочных смесей. Преимущества грудного вскармливания подробно изложены в предыдущей статье «Физиология лактации».

Все указанные выше суждения справедливы и для резинового имитатора соска — пустышки. Пустышку можно затолкать даже в закрытый рот ребёнка. Зачастую пустышку используют для удовлетворения сосательного рефлекса ребёнка, который при этом успокаивается и засыпает. Так пустышка начинает заменять маму уже в самых первых процессах психологической адаптации ребёнка к окружающему миру. Младенец учится любви и доверию на руках матери, она помогает ему познавать мир, и только в этом положении в первые дни малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру. Если ребёнка успокаивает пустышка, он переходит на общение с неодушевлённым предметом, при этом он лежит без движения, глядя в потолок и не чувствуя ласковых рук мамы. Получая полное удовлетворение всех своих детских потребностей и ожиданий, дети намного проще входят в самостоятельную жизнь.

Мобильная версия © 2011–2017 «ИнфоДоктор» – Москва